
В настоящее время все активно интересуются психологией, исследует себя и свои отношения с другими.
Понимание определенных вызовов и проблем, с которыми вы можете сталкиваться в отношениях, может существенно улучшить, определив, какие представления о любви и о себе в отношениях сформировались у Вас.
Для этого обратимся к теории привязанности Боулби.
Она разрабатывалась в 1960-70-х годах. Джон Боулби заинтересовался типами реакции ребенка на краткую разлуку, сепарацию. Серия экспериментов называлась «Незнакомая ситуация».
Ребенка, который находится в комнате с родителями на время оставляли с незнакомым для них человеком. Внимательно исследовалась реакция детей на родителей, когда они возвращались. Таким образом, были сформулированы четыре типа привязанности.
- Безопасный тип . Люди с этим типом легко устанавливают близкие отношения, чувствуют уверенность в себе и в других.
- Избегающий тип. Обычно люди с этим типом стараются избегать близких отношений, поддерживают дистанцию и часто проявляют недоверие.
- Тревожно-амбивалентный тип привязанности (или неустойчивый). Такие люди часто беспокойны и неуверенны в отношениях, часто переживают тревожность и страх потери близкого человека.
- Дезорганизованный тип характеризуется несистематичным или противоречивым поведением в отношениях, обусловленным часто травматическим опытом в детстве.
Посмотрим, чем характеризуется каждый тип привязанности.
Важно отметить, что типичным для всех детей являются определенные проявления в определенных возрастных кризисах, а также и взрослым при определенных условиях. Не пытайтесь самостоятельно окончательно выяснить тип у своего собственного ребенка или у себя. Обращайтесь к психологам и терапевтам, которые могут провести всестороннюю профессиональную диагностику.
Безопасный тип привязанности он же надежный, здоровый и адаптивный.
В детстве: может легко быть какое-то время без родителей, не чувствуя тревоги;
ищет успокоения у родителей, когда боится; реагирует на положительные эмоции.
Во взрослом возрасте имеют доверительные и длительные отношения, тенденцию к хорошей самооценке, ищет социальную поддержку при необходимости; делится своими эмоциями с партнерами и друзьями. Следовательно, люди с этим типом имеют более высокий уровень автономии, самостоятельности, высокий уровень самопринятия и цели, доверяют партнеру, открыты и поддерживают друг друга.
Тревожно-амбивалентный тип привязанности.
В детстве дети с этим типом привязанности могут избегать новых ситуаций, проявлять страх или беспокойство при расставании с близкими, а также проявлять нехватку инициативы в играх или взаимодействии с окружающими. Например, они могут отказываться от расставания с родителями на игровой площадке или проявлять большую тревожность в новой среде.
Во взрослом возрасте это может проявляться в том, что люди с этим типом привязанности могут чувствовать напряжение или неуверенность, когда пытаются вступить в близкие отношения.
Человек может проявлять недостаток уверенности в себе в межличностных отношениях. Например, они могут избегать выражения своих истинных чувств из страха, что их партнер не будет отвечать взаимностью. Также они могут переживать чрезмерные беспокойства о возможности разрыва отношений и реагировать сильным эмоциональным стрессом при таких ситуациях. Такие люди беспокойны, нуждаются в постоянной поддержке и уверенности, могут проявлять зависимость и ревность.
Избегающий тип привязанности может формироваться, когда близкие люди (мама, бабушка, папа, няня ) постоянно игнорирует потребности или отвергает ребенка, в таком случае он: может начать избегать родителей, не ищет контакта и общения с ними, может даже отдавать предпочтение незнакомцам.
Во взрослом возрасте: не охотно, очень мало или совсем не показывают эмоции, не понимают что такое романтические отношения. Не желают или даже не способны делиться мыслями и эмоциями с другими. Не способны поддержать партнера в стрессовых ситуациях, по крайней мере, эмоционально. Часто избегают близости или интимности под разными предлогами. Люди с таким типом часто стремятся к независимости, избегают близости, могут быть эмоционально отстраненными.
Дезорганизованный тип привязанности.
При нем отсутствует четкая поведенческая линия.Часто это определенный микс по избеганию и противостоянии. Есть гипотеза о том, что непоследовательное поведение родителей является провоцирующим фактором формирования данного стиля. Ведь успокоения и устрашения, слишком часто сменяющие друг друга, ведут к путанице в психике ребенка.
Во взрослом возрасте проявляют попеременно, то избегание, то тревожное удержание партнеров, одновременно боятся близости и жаждут ее. Часто саботируют свои отношения, с большим трудом пытаются доверять партнерам, проявляют противоречивые эмоции, испытывают трудности с стабильностью в отношениях. Как правило, именно этот стиль ассоциируют с нездоровыми отношениями, которым присуща токсичность и, иногда, даже жестокое обращение.